О РАСКОЛЕ, ДОНСКИХ КАЗАКАХ и ЦАРСКОМ ДВОРЯНИНЕ Работая с рукописями для 17 сборника, обнаружил следующие документы. «В стрелецкий приказ к окольничему к Федору Леонтьевичю Шакловитому с товарыщи ис приказу Казанского дворца за приписью дьяка Артемья Волкова велено в приказ Казанского дворца … отписать: Которые люди объявятца в расколе, а повиновения святей церкви не приносят и таким ворам что их великих государей указ чинить… И в боярском приговоре прошлого 193-го году и в статьях о раскольщиках написано: которые раскольщики святей церкви противятца и хулу возлагают, и в церковь к церковному пению и к отцем духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в домы свои священников со святынею и с церковною потребою не пускают, и чинят меж християн непристойные своими словами соблазн и мятеж, и стоят в том воровстве упорно, – и тех воров пытать, от ково они тому научены и сколь давно; и на ково станут говорить, и тех оговорных людей имать и роспрашивать, и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; а которые и с пыток учнут в том стоять упорно ж, а святей церкви покорения не принесут, и таких за такую ересь по трикратному у казни вопросу буде не покарятца, жечь в струбе и попел развеять. А будет хто у казни обратятца и принесут святей церкви повиновение, и обещаютца с чистым намерением так не делать, и таких посылать в большие монастыри и держать их в тех монастырех под началы в великом береженье за крепким караулом, и давать им хлеб и вода по мере; и приставлять к ним добрых и искусных старцов и велеть их приводить в церковь Божию ко всякой церковной службе, также и х келейному правилу. И смотрить за ними с великим прилежанием, каково тех противников обращение к покаянию и совершенно ль они церкви Божии повиновения приносят, и нет ли в них какова лукавства, чтоб они лукавством своим и лестным обращением от заточения не отбывали, потому что многие притворством своим и лукавым обращением выманивались, и, уходя из монастырей в иные места, чинили противности горше перваго». /Полный текст «Двенадцати статей царевны Софьи» от 7 апреля 1685 г. с небольшими отличиями издан: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук. Т. 4. СПб., 1836. С. 419–424. № 284./. Известный сторонник царевны Софьи Алексеевна – Федор Шакловитой пытался организовать восстание стрельцов против юного царевича Петра, за что 11 октября 1689 г. был казнен в Москве. А в 1692 г. посылали с Дона «к Москве бити челом по древней обыкности об вашем великих государей жалованьи станишнаго своего атамана … Дмитриева с станишники», и «великие государи пожаловали … за …службишки своим государским жалованьем против прежняго и прислано … тово … великих государей жалованья … денег пять тысяч рублев четыреста тритцеть половинок сукон шиптуху, двесте тритцеть пуд пороху ручного и пушечнаго, сто пятнатцать пуд свинцу, да с Воронежа хлебных запасов муки рженыя шесть тысяч пятьсот чертвертей, пятьсот ведер вина, десять пуд железа… А для отдачи того вашего великих государей вышеписаннаго жалованья прислан к нам в Войско дворенин Епифан Бехтеев». В 1693 г. царево жалованье казаки «принели с радостию все сполна и меж себя розделили по обыкности», а дворянина Бехтеева отблагодарили дарами: «дали ему дватцать рублев денег да пищаль турку с лядункою». Его призвали в казачий круг, «в кругу был двожды», но на его беду, выяснилось, что в прошлом 1692 г. проезжали мимо Ельца донские казаки, и тот самый «Епифан Бехтеев тех их казаков поймав, со всеми возами привел в приказную избу к воеводе … и к великим государем писал ложно и посадил в тюрьму безвинно, будто они подговорили дворовых ево людей, и ис тех де казаков два человека …Гушин да .. Широкожупов сидят на Ельце и по се время, в тюрьме помирают голодною смертью … казаков Епифан Бехтеев привел напрасно и подлинного воровства за ними никакова нет». Да «в тех кругах били челом на него, Епифана, о грабеже ево де Епифанове и разоренье войсковому атаману Фролу Миняеву и всему Войску донские их верховых городков казаки, которые сидели на Ельце в тюрьме по ево Епифанову челобитью и приводу». К тому же Епифан Бехтеев успел набрать «в заем» у казаков деньги и явно не собирался долги отдавать. «В тех кругах» Бехтеева «приговорили отпустить к Москве, а сына ево держать в Черкаском покаместа их, достальных казаков, на Ельце ис тюрьмы свободит»! Вскоре Бехтеев накатал на казаков жалобу, как его якобы притесняли на Дону /причем сообщил УНИКАЛЬНЫЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ – кто из известных донских старшин с кем между собою в родстве/, как от него бежали гребцы, побрав с собою его пожитки, и теперь живут среди казаков, да объяснял, за что он задержал в Ельце донских казаков – мол это были «пришед де з Дону беглые ево крестьяня …Сопин з донскими казаками, подговоря крестьян ево, бежали на Дон», и потому пришлось их изловить и кинуть в застенок. Но на Дону боролись за КАЖДОГО из «своей братьи казаков», а особенно за тех, кого на Руси как беглых хватали бывшие помещики! А когда на Дону стало ведомо, что Бехтеев некогда был знаком с Федором Шакловитым, на имя «великих государей» в донской отписке поведали о ложном челобитье «к вам, великим государем, Фетьки Щегловитова единомысленника Епифана Бегтеева», который «покрывая свое воровство, … Войско Донское поносит всякими неистовыми словами, чего против вашего великих государей величества и в разум взять невозможно, такими словами безчинными нас, холопей ваших, вам, великим государем, огласил». «Извещал вам, великим государем, ложно про побег своего дворового человека, и о том мы, холопи ваши, от него, Епифана, никаких речей не слыхали». «А он, Епифан, по своей гордости и безчестии, как он нас, холопей ваших, Войско все огласил ни во что, вменял и всякими словами бранными, будучи в Черкаском, нас, холопей ваших, Войска поносил, ДОСТОИН БЫЛО И СМЕРТИ … А он, вор Епифан, не то, что вам, великим государем, тех вышеписанных старшин наших … огласил он, вор, будучи у нас, холопей ваших, в Войску, и Войско всячески бранными словами безчестил, И НЕ ДОСТОИН ЛИ ОН СМЕРТИ». «И не замените нас, холопей своих, Войско Донское на ево, вора и плута, и единомысленника Фетьки Щегловитого – Епифана. Мы, холопи ваши, живучи в дальном разстоянии в такой вашей великих государей отчине, словет в чюжей земли … не замените, нас, холопей ваших великих государей … нас на токова вора и явного плута»!!! Но донские казаки в своих негодованиях в сторону царского дворянина Бехтеева похоже ПЕРЕБОРЩИЛИ. За что их быстро поставили НА МЕСТО. Ведь ВЛАСТЬ тоже своих не стремилась выдавать! В октябре 1693 г. «в грамоте на Дон к ним, атаманом и казаком, с станичным атаманом с … Фроловым писано, чтоб они впредь к ним, великим государем, ТАК ДЕРЗНОВЕННО И НЕВЕЖЛИВО, что достоин был он, Епифан, у них смерти, НЕ ПИСАЛИ», ИБО «чинить было им над ним, Епифаном, того не довелось», ведь из Москвы он «посылан к ним с их великих государей грамотою и с милостивым словом, и жалованьем»! А подробности читатель найдет в 17 сборнике «Казаки и раскольщики на Дону, XVII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. XVII / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2023. Всем, кому интересно далекое прошлое предков-казаков, обращайтесь: guseffv@mail.ru Гусев Виталий Александрович 8-902-364-17-10 #архиввиталиягусева На фото: Царевна Софья Алексеевна с картины Ильи Репина

Теги других блогов: история раскол церковь