КАК ДОНСКОЙ КАЗАК родом «ТУРЧАНИН» ходил в Соловки Листая страницы 16 сборников серии «МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ И ГЕНЕАЛОГИИ КАЗАЧЕСТВА», погружаешься в документальное прошлое наших предков. Впечатляет ВЕРА. Еще раз убеждаешься на примерах, какое ОГРОМНЕЙШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ для людей той эпохи ОНА ИМЕЛА. И клятва, однажды данная Богу, не могла оставаться неисполненной. «Исстари» донские казаки выходили в русские города, чтоб отмолить грехи в монастырях, да заодно, пользуясь случаем, старались побывать и на РОДИНЕ. Откуда много лет назад они сбежали на Дон, а на Донской земле влились в сообщество таких же отчаянных искателей счастья и стали именоваться «донскими казаками». Так, в 1630 году писали атаманы и казаки: «как де преж сего выхаживали з Дону в городы на Воронеж, на Елец, на Волуйку, на Оскол, в Белгород, в Куреск донские казаки по обещанью в которой монастырь помолитца, или ко племяни». «А … обещанье испольня, и быв у родимцов, хаживали назад на Дон». И «ныне де … донские казаки выходят з Дону в те городы помолитца в монастыри или к родимцом побывать». В 1650 г. бил челом царю Алексею Михайловичу «донской казак турской полоняник … … сын Некрасов. Служил я, холоп твой, тебе, праведному Государю, казачью службу з донскими казаки лет з дватцать; в полон взяли меня, холопа твоего, на твоей государеве службе на Дону крымския люди на бою, и в полону живот свой мучил три годы. И помня я, холоп твой, православную християнскую веру и твое государево крестное целованье, ис полону вышел …». В том же 1650 году подал прошению государю еще один «донской казак крымской полоненик … … сын Терской. Был я, холоп твой, в полону в Крыме, живот свой мучил пять лет, а ныне я, холоп твой, по твоему царскому указу окуплен на Волуйках, и прибрел к Москве. И будучи в полону, обещался я, холоп твой, помолитца Соловетцким Чюдотворцом». В 1682 г. донские казаки «выходили … з Дону в Доброе Богу помолитца и для прощения, и свиданья с отцами своими и с матерьми», да просили позволения «из Доброва з женишками и з детишками суднишками отпустить на Дон». В 1686 г. донской казак по фамилии «Чеснаков» писал на имя царя, что «отец ево служил в Сакольску драгунскую службу, а он де … на Дон сшол от братьев своих и покинув жену свою, тому ныне двенатцать лет», а теперь «з Дону де он … вышел … по обещанию помолитца Богу и с сродники своими повидатца, и чтоб ему жену свою свесть с собою на Дон». Того же года другие казаки «выехали де они з Дону воденым путем в лотке рекою Доном по обещанию помолитца Живоначальной Троице в Боршеве монастырь, а в Ольшанской де пришли они для свиданья с свойственники и з женами, и з детьми своими». Особенно поражают так называемые «новокрещены». Приведу пример, обнаруженный при подготовке очередного 17 издания. В Посольском приказе объявился донской казак по прозвищу ТУРЧАНИН. А о себе рассказал, что родом он турок, «вышел он на государское имя из Азова и крестился в православную християнскую веру», вступил в казачью службу, на Дону женился и живет там более 20 лет. А в 1679 г., когда огромная русская армия фаворита «великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексеевны» «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегателя ближнего боярина и наместника Новгородцкого» князя Василия Васильевича Голицына двинулась в Крым, донской казак … ТУРЧАНИН с атаманом по прозванию КАЛМЫК /чье калмыцкое происхождение не вызывает сомнений/, «и с казаки ходили в тож время на море для такогож воинского промыслу», и был у казаков жестокий бой с турками, «и на том бою ранили ево в левую ногу из янычанки». От полученной раны он долго болел, однако, еще на месте сражения по выздоровлении «обещался съездить в Соловецкой монастырь чюдотворцом помолитца». И лишь через 14 лет здоровье позволило ему осуществить свое обещание перед «СОЗДАТЕЛЕМ». Донской казак Турчанин «по челобитью» по весне взял в Войске «проезжею память» - «подорожную», нанял лодку и «поехал водою» сначала на Царицын, потом «на Саратов», далее «на Самару», «на Синбирск», «на Казань», «на Нижней Новгород», «а оттоль на Кострому», затем «на Вологду и на Колмогоры», прибыл к «Архангельскому городу», и все же добрался до Соловецкого монастыря. А помолившись, отправился в обратный путь – дома же на Дону ждала жена и детишки. По дороге в Холмогорах повстречал донских атамана Антоньева да есаула Познеева с казаками, что тоже «отпущены … с Москвы по обещанию помолитца в Соловецкой монастырь», и напросился двигаться вместе с ними. ИБО будучи «БЕЗ НОГИ и в дороге ПО ОДИНОЧЕСТВЕ», «от скорби терпел великую нужду»! Даже сложно представить, как мог этот в прошлом «турецко-подданный» – как истинный православный донской казак, даже не глядя на явный недуг – тяжелую инвалидность, сполна выполнил обязательство, данное себе и ГОСПОДУ! Подробности читатель найдет в 17 сборнике «Донские казаки и раскольщики, XVII-XVIII века: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. ХVII», и сможет сравнить с древними текстами из предыдущих публикация в 16 книгах, обнаружив сведения об одних и тех же лицах и семьях на протяжении столетий. Всем, кому интересно далекое прошлое предков-казаков, обращайтесь: guseffv@mail.ru Гусев Виталий Александрович 8-902-364-17-10 #архиввиталиягусева

Теги других блогов: история донские казаки Соловки